Стимпанк-акустика от uFo_LoG

1 отзыв

Музыка – она была, есть и будет всегда. Следовательно, музыкальные плееры, различные проигрыватели, колонки, усилители и акустические системы постоянно будут востребованы. Но как быть в том случае, если заводской вариант акустики не устраивает с эстетической точки зрения? Здесь-то и пригодится моддинг, секретами и тайнами которого овладел русский моддер uFo_LoG, проживающий в Германии. Так какой он, русско-немецкий моддинг акустики? Определенно точно, не самый простой и обычный! Кроме того, проект, с которым мы познакомимся сегодня, выполнен в стиле стимпанк, что само по себе весьма интересно и респектабельно. Таким образом, имеется отличная возможность убить сразу двух зайцев – «подружиться» с еще одной методикой стимпанк-моддинга, а также вновь изучить тонкости процесса совершенствования акустических систем. Мы делали это несколько месяцев назад вместе с Кириллом «BaroLe» Левчиком, а теперь закрепим знания с помощью другой акустической стимпанк-модификациии. Передаю слово автору.

Знакомство

Разрешите представиться, Игорь, в Сети известный под ником uFo_LoG. Мне 42 года, родом я с Алтайского края, в 1997 году вместе с семьей уехал в Германию на постоянное место жительства. По профессии я столяр, а моддером стал благодаря своей дочке – однажды она попросила сделать ей очки непонятной мне в то время конструкции. Тогда тематика показалось чуждой – тайна, покрытая мраком. Спасибо тематическим сайтам и форумам: стал интересоваться, что это такое, так и пришел к стимпанку. Постепенно дело затянуло, и я стал созидать именно в данном направлении. Однажды захотелось сделать полезную вещь для себя, что-то для повседневного использования и постоянной эксплуатации. В принципе, вариантов было не так много, как может показаться изначально. Так я и пришел к идее создания акустической системы в стиле стимпанк. Сначала решил соорудить колонки, затем родилась мысль дополнить картину сабвуфером. Кто знает, быть может на этом не остановлюсь, ведь акустику можно дополнить Hi-Fi «агрегатом», а также тематическим системным блоком – почему нет?

Подготовка

Особой подготовки к моддингу не было – концепция родилась спонтанно, следовательно, чертежи и планы отсутствуют. Лишь иногда делались какие-то наброски для созданий той или иной детали, остальное хранилось в голове. Что касается материалов, то большую часть покупаю на пунктах приема металла (там есть из чего выбрать, да и цены вполне себе приемлемые). Остальное приносят знакомые. В общем-то, я проповедую малозатратный подход к моддингу – чем меньше средств тратится на работу, тем лучше. А вот к инструменту у меня особая любовь – за годы его набралось предостаточно! Сказывается и моя профессиональная деятельность – столяру положено иметь как инструменты, так и прямые руки, иначе ничего не получится. Поэтому никаких трудностей при работе с металлами и древесиной я не испытываю. Считаю это определенным преимуществом, так как учиться приходиться меньше, нежели тем, кто решил стать моддером «с нуля», без каких-то начальных знаний и предварительной подготовки.

Основа всех основ – ножки

Начать решил с «фундамента» – ножек. Как я уже говорил, никаких общих чертежей не делалось, поэтому с концепцией будем знакомиться непосредственно во время создания, с помощью текстового описания и наглядных фотографий (весь процесс подробно фотографировал, чтобы затем поделиться опытом со всеми, кто заинтересовался).

Вооружаемся картоном или жесткой бумагой, чтобы нарисовать контуры ножек (стоек). Как только желанный результат достигнут, переносим образ с помощью этого трафарета на листовую латунь толщиной 2 миллиметра. Кстати, настоятельно рекомендую обклеить пластинку какой-нибудь пленкой для защиты от царапин. Если, конечно, их не было изначально! После обводки контуров карандашом, режем латунь. Это мягкий металл, поэтому можно использовать специализированные ножницы. Альтернатива – электроинструменты. К примеру, лобзик по металлу или пресловутый дремель. После завершения процесса резки зачищаем излишки напильником, параллельно удаляя заусеницы.

Для достижения блеска необходимо доработать деталь мелкозернистой наждачной бумагой.

Получилось четыре детали, а ножки будет только две – нестыковка? Все объяснимо. Каждая ножка будет трехслойной – две пластины из латуни, а между ними деревянная вставка. Представленный компонент я вырезал из древесины меранти, однако, во время примерки понял, что это был на самый лучший вариант – по тону сочетается не идеально. Альтернатива – дерево абачи, которое мне понравилось больше. Оно темнее предшественника, а значит, для стимпанка идеально.

«Окошки» в стойках предстояло заполнить кусочками оргстекла, которые покорились мне только с третьей попытки. Сначала плекс оказался неподходящим из-за толщины, а второй комплект был забракован из-за найденных царапин. Здорово бы мучился, если б не самодельный терморезак, который я соорудил из трансформатора, деревянных ручек, некоторых электрокомпонентов и нихрома.

Оргстекло режется быстро и легко, поэтому третий комплект прозрачных вставок я соорудил за считанные минуты. Разумеется, акрил перед резкой тоже следует облачить в пленку, правда, как показывает практика, этот совет не всегда помогает. После резки детали необходимо обработать, убрав лишнее и зачистив кромки.

Корпус динамиков

Основная работа с ножками произведена, переключаемся на корпус для динамиков. Кто сказал, что курить вредно? Для моддинга очень даже полезно! Шутка, конечно, но благодаря курильщикам можно разжиться неплохой основой для акустики. В частности, мне очень пригодилась пепельница в форме глобуса Земли. Понадобилось всего-то распилить этот шар пополам, зашлифовать, отполировать и сделать несколько технологических отверстий. Здесь же используем заготовленные детали – сетку, медные прижимы из проволоки, а также латунные молдинги.

Для крепежа используется самая обыкновенная методика пайки на припой. Лучше применять паяльную лампу, но за неимением таковой сгодится и паяльник, правда, придется немного попотеть.

В том же пункте приема металлов удачно купил латунную трубу диаметром 103 миллиметра, к обрезкам которой припаял выточенные заранее кольца.

Получились дополнения к деталям из глобуса-пепельницы. Но акустика будет состоять не только из латуни, поэтому мне вновь пришлось вернуться к работе с древесиной. Правда, этому я был очень рад, так как с деревом нравится работать несколько больше, нежели чем с металлами.

Изготовление деревянных деталей

Чтобы соорудить дополнения к колонкам, я вооружился березовой фанерой толщиной 23 миллиметра. Детали вытачивались на токарном станке (ввиду рода деятельности у меня есть доступ к таковому) и доводились до ума с помощью ручных инструментов. Всего для каждой колонки было сделано по три компонента.

Рассказывать о назначении каждого сейчас я смысла не вижу – все будет понятно дальше, после знакомства с итоговыми фотографиями и некоторыми моими пояснениями. Скажу лишь, что пара деталей (те, что самые простые, обычные круглые деревяшки) – это не что иное, как подставки под колонки.

Готовые детали обклеил шпоном. К сожалению, название сказать не могу, знаю лишь одно – принадлежит древесина семейству Machagoni. Впрочем, практического значения все это не имеет, так как основная задача реализованной операции – скрыть некрасивую фанеру, а особенно, в торцевых частях готовых деталей, где заметен весь этот «гамбургер» (слои, из которых состоит фанера). Да и все равно результат я покрыл морилкой, имитирующей красное дерево. После нанесения этого состава изделия необходимо высушить и загрунтовать.

Откровенно говоря, две детали из шести мне пришлось переделать, так как я осознал один простой факт: изначально выбранные динамики оказались слишком мощными для такой компактной акустики, поэтому я выбрал другой вариант, параллельно соорудив новые финишные компоненты из древесины.

Полезные украшательства

Без этих самых функциональных дополнений немыслим мой моддинг акустики. Взять, к примеру, «рабочие цилиндры», которые играют не только эстетическую, но и функциональную роли – повышение жесткости конструкции. Проще говоря, это дополнительная пара ножек для каждой из колонок. При создании указанных компонентов вновь использовал латунь. Как это сделать? Все просто – спаиваем несколько подготовленных деталей, проделав данную операцию четыре раза (по два для каждой колонки), добавляем несколько штрихов из медной проволоки, все это дело зачищаем, шлифуем и полируем до идеального блеска.

Для крепления созданных «цилиндров» к секторам с динамиками, из кусочков латуни создал пару кронштейнов.

А чтобы готовые стойки плотно крепились к подставкам, соорудил вот такие медные кругляшы с тоненькими латунными ободками (несколько напоминает крышки от банок).

К деревянной основе эти компоненты крепятся с помощью латунных уголков, которые я тоже создал самостоятельно.

Сборка колонок

Готов набор основных компонентов для создания пары колонок.

Все это соединяется в единое целое: что-то припаивается, что-то держится на болтиках. Отдельно отмечу подготовку декоративных решеток для динамиков. Основой является сетка (в принципе, подойдет любая), имеется пара колец разного диаметра, а также распиленные пополам латунные шайбы в количестве трех штук для каждой колонки.

Здесь же можно отметить сборку самих колонок: как раз можно увидеть, для чего создавались все эти латунные кольца диаметром 103 миллиметра и деревянные детали на начальных стадиях работы.

Элементарно: своего рода, бутерброд. Сначала «полушарие» глобуса-пепельницы, затем деревянная прослойка, далее следует вставка из желтого металла (но не золота, разумеется), еще один слой древесины и, наконец, те самые декоративные решетки, о которых сообщалось выше.

Декор: несколько латунных подводов пара, а также симпатичные ножки в количестве шести единиц.

Про световые эффекты я не забыл – использовал несколько штук для ненавязчивой подсветки. Кстати, об электрике! Не забываем пропустить провода через стойки к динамикам, иначе придется заново разбирать, а затем собирать в единое целое все детали. И лучше все это дело провести качественно, чтобы в дальнейшем, во время доработки проекта, провод неожиданно не отпаялся. Весьма неприятно.

Итак, колонки готовы, переключаемся на сабвуфер.

Основа для сабвуфера

Я считаю, что усилитель низких частот для любой акустической системы – вещь абсолютно незаменимая. Без нее музыка будет «бедной». Я не пытаюсь никому навязать свое мнение, просто мне нравятся низкие частоты, поэтому я принялся за создание сабвуфера. В качестве основы выбрал трубу из прессованной бумаги с толщиной стенок 10 миллиметров, диаметром 18 и длинной 45 сантиметров. Изначально длина трубки была значительно больше, пришлось укорачивать. Вообще, я предполагаю, что раньше это была основа для хранения какой-нибудь пленки, которая была намотана на данную штуковину. В деле пригодилась!

Суть создания корпуса предельно проста: устанавливаем внутри два низкочастотных динамика (20 Ватт, 6 Ом) так, чтобы они были направлены своими диафрагмами на встречу друг другу. Крепеж осуществляется с помощью колец из березовой фанеры и саморезов.

Нельзя забывать про так называемый фазоинвертор – выход из корпуса саба, благодаря которому КПД акустики значительно возрастает. Решил, что отверстия диаметром 30 миллиметров будет вполне достаточно. Кстати, я даю примерные размеры, с погрешностью 1-5 миллиметров. Как мне кажется, существенной практической роли это не играет, да и окончательно подгонять детали всегда приходится по месту. Торцевые элементы сабвуфера вырезал из березовой фанеры: сначала пилим ленточной пилой, а затем на токарном станке стачиваем под задуманные размеры. Основа готова.

Стимпанк-тонкости

Трансформатор саба я решил вынести за пределы корпуса, чтобы исключить воздействие электромагнитного излучения на динамики, а также решить проблему перегрева. Для этого был создан отдельный блок из древесины с прорезями для усиленной циркуляции воздуха. Дополнил картину латунной оболочкой и установил получившуюся колбу на подставку вместе со стойками (их я создавал по тому же принципу, что и ножки для колонок, поэтому вновь останавливаться на данном вопросе не буду). Здесь же расположились гнезда для переключателей, которые создавались тем же способом пиления, резки, шлифовки, полировки и пайки различных деталей из латуни.

Торцевые части корпуса сабвуфера украсил другими компонентами, вновь созданными из латуни. То же самое касается остальных эстетически-зрительных дополнений изделия. Описывать здесь нечего, все ясно по фотографиям. Отмечу лишь один знаковый момент – обтянул трубу кожей, а затем вбил гвоздики согласно придуманному узору и натянул между ними красные нити.

Ну и про диффузор не буду забывать – его я тоже успел соорудить.

Далее следует черед небольших по объему, но внушительных по значению операций: добавление подсветки, облачение проводов в шнурки, сборка деталей в единое целое, надежная фиксация трубы с динамиками к основанию, подключение и т.д. На этом, пожалуй, можно остановиться! К слову, проект после окончания несколько раз дорабатывался и видоизменялся мною, правда, это, в основном, имеет отношение к деталям, например, ножкам у колонок.

Итоги

Результат кропотливого труда – пара колонок и сабвуфер в стиле стимпанк.

Я склоняюсь к тому, что изначально поставленные мною цели все же были достигнуты – акустика получилось хорошей и, самое главное, необычной. Родным и близким тоже нравится, а друзьям и знакомым иногда приходится показывать еще и фотографии процесса, чтобы они поверили в мое авторское происхождение всего этого! Конкретных планов на будущее пока нет. Возможно, дополню систему чем-нибудь (к примеру, Hi-Fi модулем) – в настоящее время конкретика отсутствует. Знаю лишь одно – продолжу радовать себя, своих родных и близких, а также любителей компьютерного моддинга и периферии красивыми разработками в этом ярком и оригинальном стиле под названием стимпанк!

Подготовлено специально для журнала “Железо”

-
А вы знаете, что плавание для похудения – отличный способ сбросить лишний вес. И не надо изнурительных беговых упражнений: почему бы не совместить приятное с полезным. То есть, объединить водные процедуры и сброс калорий!

Теги: ,

Один отзыв на «Стимпанк-акустика от uFo_LoG»

  1. Hankok пишет:

    И так испортить ужасной красно-синей подсветкой :( Вот желто-оранжевую бы :[

Ваш отзыв