«Паро-электрическая музыкальная машина» by Кирилл “BaroLe” Левчик

Ваш отзыв

Моддинг акустических систем – явление достаточно редкое. Так за последние пару лет на страницах нашего Интернет-журнала читатели могли увидеть только одну модификацию, выполненную в указанном направлении. Речь идет о проекте «Эйфория», автором которого является Евгений «Pit_Stop» Матвеев. Сегодня коллекция издания пополнится историей создания еще одной акустики, причем, выполненной в стиле стимпанк. В этом проекте необычно буквально все: и основа, и дизайн, и даже название. Еще бы, ведь штуковину с именем «Паро-электрическая музыкальная машина» увидишь не каждый день!

Кто-то предпочитает создавать системные блоки, кто-то уделяет повышенное внимание флешкам, а тридцатиоднолетний Кирилл Левчик из Минска свою первую и единственную работу из мира компьютерного и периферийного моддинга посвятил именно акустике. Почему так вышло? Этим нам поделится сам BaroLe: сначала моддер поведает историю своего творчества, а затем расскажет о том, как он создал свою «Паро-электрическую музыкальная машину».

Знакомство с автором

Огромный привет всем читателям журнала «Железо» из Минска, где я жил, живу, работал и работаю! Рад рассказать вам о процессе создания этого акустического проекта, однако, к решению о построении сей модификации я пришел не сразу. Расскажу о том, чем я занимался до момента вступления в ряды моддеров.

Сколько себя помню, всегда что-то делал собственными руками. Однако настоящий «бум» случился в 2006 году, когда я с головой окунулся в историческую реконструкцию, где, собственно, и ощутил максимальную возможность для самореализации. В настоящее время состою в известном клубе Минская Уния «Меч и Ворон», где повышенное внимание уделяю реконструкции бытовых предметов. Приходится работать с широким профилем материалов: начиная от дерева с металлом и заканчивая кожей. Правда, одним лишь историческим направлением не ограничиваюсь. Результатом прочтения книг, просмотра фильмов и знакомства с работами других мастеров являются вещи фантастического и даже фантазийного стиля. Как-никак дает о себе знать детское увлечение фантастикой! Это так же просто, как вызов врача на дом нижний новгород.

Если говорит о полноценном творчестве в области авторских разработок, дебютировал люстрой в виде дирижабля. Обозвал то изобретение «Ловец солнечных зайчиков».

Потратил порядка полутора месяцев, правда, созидал в «рваном» режиме. Зато результата очень порадовал – сделал именно то, что и хотел. Далее был небольшой перерыв, а затем ряд других работ (в том числе, еще несколько светильников), которые, как мне кажется, получились более интересными, нежели чем первый проект. Кстати, тогда я на собственном опыте убедился в том, что такие артефакты в моей стране совсем неинтересны людям. Как результат – пропавшее желание дальнейшего экспериментирования в указанном направлении. Все же хочется получать моральное (и, возможно, материальное) удовлетворение от того, во что вкладываешь много времени, эмоций и сил.

В подобном творческом кризисе находился до тех пор, пока не узнал о существовании относительно нового явления с загадочным именем «стимпанк». Скажу честно, был впечатлен красотой и профессионализмом некоторых работ, найденных в сети. Немногим позже подумал, а почему бы и мне не попытаться сделать что-нибудь в данном направлении? Тогда и родилась идея создания акустики под названием «Паро-электрической музыкальная машина».

Разработка концепции проекта

Еще до старта всех работ я осознал тот факт, что подобная модификация отнимет у меня немало времени и сил. Пришлось искать стимул. Таковой нашелся в лице конкурса «Стимпанк-пространство», проводимым одним из отечественных ресурсов о паропанке. После некоторых рассуждений решил соорудить акустику, и выбор пал на CD-плеер.

Почему? На самом деле, причин несколько. Во-первых, в отличие от MP3-плеера («флешечного» типа), в данной штуковине есть некоторые движущиеся элементы. А поскольку я решил создать нечто, похожее на паровую машину и патефон, реализация принципа «открыл, поставил, закрыл, включил» оказалась очень кстати. И, собственно, возможность использования дисков тоже прельщала. Во-вторых, стоят подобные плееры сегодня недорого, отличаясь оптимальным для моддинга соотношением «цена/качество» – купить довольно таки приличную модель можно за сущие копейки. Не стоит забывать, что модифицируя технику, можно достаточно легко превратить ее в наполнитель для мусорной корзины. Вряд ли это порадует вас. А если основа стоит недорого, то сожалений будет куда меньше.

Покупка всего необходимого

Руководствуясь отмеченными выше принципами, я сумел купить отличный плеер Sony «Made in Japan» всего за 15 баксов, а также неплохие колонки 2.0 фирмы Genius. Отмечу сразу, чтобы исключить возможные вопросы в будущем – я не ставил цель создать сверхмощную и качественную с точки зрения звучания акустику. Я четко осознавал, что моих теоретических и практических знаний для этого попросту недостаточно. Основной задачей было создание уникальной вещи, внешне эффективной, да еще и с дизайнерской изюминкой. Что же касается пользовательских параметров, то качественный звук, конечно, приветствовался, но это была не самоцель.

Кроме электроники мне понадобились материалы для создания самого корпуса акустики. Купил лист латуни и кое-что по мелочи. Все это пригодилось мне в дальнейшем.

Разборка плеера и колонок

После покупки и возвращения в мастерскую, плеер полностью разобрал. Планировалась работа готовой акустики от сети, поэтому наличие адаптера питания в комплекте несказанно порадовало меня. Получился, своего рода, приятный бонус. Решил выкинуть в мусорное ведро жидкокристаллический дисплей, который совершенно не соответствовал антуражу и дизайну будущего изделия. Отдельная панель с кнопками оказалась там же, так как все элементы управления я захотел вынести за корпус агрегата. Что касается количества кнопок, оставил только самое необходимое: плей, стоп, пауза, следующий трек и предыдущий трек. Все же мне предстояло сделать викторианскую музыкальную машину, а не сверхтехнологичный девайс, поэтому скромность и лаконичность здесь только приветствуется.

После разборки плеера, приступил к «оперированию» колонок. Начинка вполне стандартная, никаких сюрпризов.

Теперь, зная номенклатуру и размеры всех комплектующих, можно приступать к созданию корпуса и аксессуаров. Запланировал три компонента – акустическую основу и пару колонок. В базовый компонент предстояло установить пару блоков питания (один для плеера, второй для усилителя), плату усилка, плату плеера, а также плату индикаторов уровня звука.

Этап созидания

Для начала вырежем основополагающую пластину под начинку плеера. Берем лист латуни, размечаем по размерам и пилим с помощью электролобзика и дремеля, не забывая сделать необходимые отверстия. Полученную штуковину шлифуем и полируем.

Далее приступаем к очень сложной, но интересной операции – создание полусферы из куска латуни (технологию я позаимствовал у своих товарищей, занимающихся созданием доспехов). Для успешного завершения операции нам понадобится ковочный молоток, оправка и мягкая латунь. Чтобы получить полусферу диаметром 17 сантиметров, берем заготовку с припуском пару-тройку сантиметров. Саму латунь лучше использовать миллиметровую, однако я за неимением таковой, созидал с помощью материала толщиной 0,8 миллиметров. Кладем заготовку на оправку, центруем и ударами ковочного молотка с полукруглым бойком начинаем проминать заготовку по кругу. Не забываем про отжиг латуни посредством нагрева до красноты. Так постепенно добиваемся необходимой формы, постепенно смещаясь от краев заготовки к центру. Волны на краях получающейся штуковины удаляем с помощью рихтовочного молотка. С его же помощью осуществляется непосредственно рихтовка. Когда данные операции завершены и перед нами появилась деталь нужной формы, устраняем неровности с помощью болгарки и наждачных кругов, постепенно уменьшая их зернистость. В общем, процесс непростой, требующий определенного опыта и умений от исполнителя.

Если вас очень заинтересовал данный этап, а специализированных инструментов для ковки и рихтовки нет, все же под силу решить эту проблему, используя подручные средства. В частности, оправку реально сделать самостоятельно из твердых пород дерева, а обычный молоток можно преобразовать в ковочный, закруглив боек в форме полусферы. В общем, как бы то ни было, должна получиться ровная деталь, которую не стыдно будет применить во благо моддинга.

Размечаем эту самую деталь и спиливаем верхушку, чтобы получилась крышка. После реализации этой операции и создания декоративного канта мы получаем в собственное распоряжение верхнюю часть основания плеера.

Работа с древесиной

Забываем про масштабные работы с латунью и переходим к дереву. Для начала создаем «периметр» основы из планки толщиной 10 миллиметров, затем вооружаемся фанерой той же толщины и размечаем вырез под латунное основание, созданное в самом начале.

Выпиливаем фигурное отверстие, применяя все мыслимые и немыслимые способы! Далее, вооружившись фасонными фрезами, я соорудил деревянные уголки, которые были пущены по верхней и нижней частям периметра корпуса. В итоге весь набор необходимых комплектующих для плеера был получен.

Приступаем к колонкам. Сначала я нарисовал наглядный эскиз на бумаге, который затем стал основой всех операций. Создаем детали из 12-миллиметровой доски и постепенно начинаем «лепить» форму будущих колонок. Ребристая поверхность арок затем будет выравниваться и шлифоваться, поэтому обращать повышенное внимание на данный момент не стоит. В итоге получаем нечто, отдаленно похожее на скворечник.

Если все было размечено и вырезано правильно, то никаких проблем в дальнейшем не возникнет – все детали должны плотно стыковаться и идеально подходить друг к другу.

Не забываем снять фаску, так как результат данной операции играет немаловажную эстетическую роль, не говоря уже о возможных конструкционных особенностях.

Продолжение созидательной стадии

На следующем этапе работы предстояло сделать декоративные решетки для колонок. Сначала создаем основание (окантовку) из немного сплющенной проволоки толщиной 3 миллиметра. Гнем прутики и крепим друг к другу с помощью жесткого припоя, чтобы обеспечить прочность и надежность будущей конструкции. Далее припаиваем латунную решетку и гвоздики, с помощью которых готовые изделия будут прикрепляться к деревянным основаниям колонок. Получилось достаточно интересно.

Вновь ненадолго возвращаемся к дереву. В частности, необходимо покрыть морилкой все детали, изготовленные из древесины. Теперь вы понимаете, почему я использовал обыкновенную фанеру и доступные породы дерева – с помощью современных морилок и пропиток можно создать видимость абсолютно любой древесины, пусть даже красной. Именно так я и поступил, сдобрив специализированным составом все, что было необходимо.

Завершив начатую работу с колонками, устанавливаю подсветку. Для этого использую десятимиллиметровые светодиоды и стеклянные линзы, купленные когда-то на барахолке. Их задача – рассеивать свет. Разумеется, для полного счастья деревянным корпусам колонок не хватает начинки. Устанавливаем ее внутри, предварительно убрав усилитель и блок питания. Оба компонента, как я отмечал выше, будут располагаться в основном функциональном блоке акустической системы. Еще один штрих – покраска пластикового фазоинвертора под латунь. На этом все, работу над колонками можно считать законченной.

Но не стоит забывать, что в нашем распоряжении имеется сам плеер, работы над которым еще далеки до завершения.

Завершение работы над основной частью системы

Отдельно отсортировать оставшиеся работы по группам очень трудно, поэтому просто по порядку опишу то, что я сделал с базовым блоком акустики. Сначала несколько слов о регуляторах звука – громкости и тоне. Нашел латунную пластину, отрезал пару кусков от трубы из того же материала. Соединив детали между собой, дополнил получившуюся картину медными отводами для проводов.

Затем добавил деревянную пластину. Ряд похожих операций реализовал и над блоком с оставшимися органами управления – плей, пауза, следующий и предыдущий трек. Кнопки соорудил из латунного прутка, а затем тщательно зашлифовал их, зажимая основу в дрели и используя мелкозернистую наждачную бумагу. Таким образом, я получил в свое распоряжение все, что необходимо для размещения органов управления на корпусе акустики.

Для того чтобы созданные компоненты можно было установить на свои законные места, сверлим в корпусе все необходимые отверстия, не забывая и про каналы для присоединения колонок. Операция очень ответственная, ошибаться нельзя. Именно поэтому все необходимо продумать заранее, дабы не допустить порчи заготовки. Днище для основания я сделал из листа железа, толщиной пару миллиметров. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри просверлил несколько отверстий.

Отдельно хочу рассказать про индикаторы уровня. Естественно, выбрал стрелочный вариант, так как только он может дополнить выбранную мною концепцию. Сами индикаторы взял из старого магнитофона, а схему создания платы нашел на просторах глобальной паутины и реализовал ее самостоятельно. Разумеется, заводские индикаторы от мафона претерпели существенные изменения. В частности, они были вставлены в новые корпуса, созданные из латунных полосок и стекол, выточенных дремелем.

Изменились и шкалы: новые вариации нарисовал в графическом редакторе и распечатал, доведя затею до логического завершения.

Механизм поднятия крышки создал из листового алюминия толщиной 3 миллиметра. А чтобы крышка фиксировалась в верхней точке, реализовал принцип храповика. Про ручки регуляторов громкости и тона я не забыл – эти детали были выточены из латуни на токарном станке. Другая методика обработки коснулась декоративных элементов – на этот раз использовал литье.

Финиш и итоги

Дело оставалось за малым – сборка электроники в корпусе. Легко сказать! Процесс очень долгий, нужный и важный. Если что-то перепутаешь, то результат может и не порадовать. Поэтому пришлось собрать всю волю в кулак и добиться поставленной цели. Сколько же фильмов просмотрел я, параллельно разбираясь с электропроводкой! После сборки предстоял тестовый прогон. Вставляю диск, включаю и… Вуаля – все работает! Звук вполне себе сносный, но главное – внешний вид и эстетика. В общем, задача была решена.

В итоге акустическая система успешно нашла своего счастливого обладателя, а я получил законное финансовое вознаграждение. Все довольны!

Подготовлено специально для журнала “Железо”

Теги: , ,

Ваш отзыв